- Школа
- ШКÓЛА. В 1940/41 уч. г. насчитывалось 191,5 тыс. дневных (в т. ч. 18,8 тыс. средних) школ (34,8 млн. учащихся), в т. ч. в сел. местности св. 170 тыс. школ (24 млн. учащихся). В школах работали 1,2 млн. учителей. Имелось 7,3 тыс. вечерних школ или отделений при дневных школах (768 тыс. учащихся). В 1940 неполную Сравни школу окончили 1,8 млн. чел., полную Сравни школу 303 тыс. чел. Нападение фаш. Германии прервало работу по введению всеобщего Сравни образования в городах и всеобщего 7-летнего обучения в сел. местности. На терр., подвергшейся оккупации пр-ком, было 82 тыс. школ на 15 млн. учащихся. Школьному фонду был нанесён огромный ущерб. На захваченной врагом терр. РСФСР уничтожено или пострадало ок. 20 тыс. школьных зданий, на терр. УССР св. 10 тыс., на терр. БССР ок. 9 тыс. Практически разрушенной оказалась также школьная сеть в республиках Сов. Прибалтики и в Молдавии. В стране численность учащихся 57 классов сократилась в 2 раза, учащихся 810-х классов в 2,5 раза. Было закрыто св. 6 тыс. Сравни школ. На терр., не подвергшейся оккупации, численность школ уменьшилась в 1941/42 уч. г. только на 5%. Даже в условиях обороны Москвы, Ленинграда, Одессы, Севастополя, Керчи делалось всё возможное для продолжения занятий. Была проведена эвакуация многих школ. В местах эвакуации срочно открывались новые школы, создавались условия для обучения на родном языке прибывших учащихся и для их размещения. С июля авг. 1941 для эвакуированных в тыл детей создавались пришкольные интернаты.
Центр. задачей сов. школы было обеспечение всеобуча, поддержание на должном уровне и совершенствование качества обучения. Составной частью этой работы стало углубление и усиление идейно-политич. и воен.-патриотич. воспитания учащихся. 30 июля 1942 издано распоряжение СНК СССР о вовлечении в школы всех детей школьного возраста и об использовании школьных зданий по назначению (за исключением занятых под госпитали и эвакуир. пр-тия). В центре внимания находились забота о сохранении контингентов общеобразоват. школы, предотвращение безнадзорности, борьба с отсевом из школ. 26 февр. 1942 ЦК ВКП(б) принял пост. "О сохранении контингента учащихся старших классов средней школы". Важным организац.-пед. мероприятием стало открытие первых групп продлённого дня при школах, спец. комнат при пр-тиях (с 1944). Большую работу по осуществлению всеобуча сыграли детские дома. Больные, ослабленные дети учились и поправляли здоровье в лесных школах, лагерях санаторного типа и т. п. В 1943 учреждены Суворовские военные училища, Нахимовские военно-морские училища, а также спец. ремесл. уч-ща (Смотри в ст. Трудовые резервы).
В ходе войны осуществлён переход к обучению детей в общеобразоват. школе с 7-летнего возраста (пост. СНК СССР от 8 сент. 1943). Контингент дневных общеобразоват. школ в 1943/44 уч.г. увеличился по сравнению с 1941/42 уч. г. на 4 млн. учащихся. Была восстановлена система общего образования взрослых, во мн. областях практически прекратившая деятельность с нач. войны. По пост. СНК СССР (от 15 июля 1943) сформирована сеть школ рабочей молодёжи (назв. с 1944). Осенью 1944 образованы школы сел. молодёжи.
Наркомпросы республик скорректировали уч. планы школ всех типов с учётом сложившихся контингентов учащихся и конкретных условий работы. Нек-рые предметы (рисование, пение) могли временно исключаться из уч. планов; увеличивалось число часов на рус. яз. (преподавался во всех нац. школах), лит-ру, математику. 7 сент. 1941 ЦК ВКП(б) принял пост. "О воен.-физич. подготовке учащихся старших классов средней школы". По пост. ГКО о Всевобуче (от 17 сент. 1941) в школах начата воен.-допризывная подготовка учащихся 810-х классов. В 1942/43 уч. г. введён новый предмет воен. дело. По пост. ЦК ВКП(б) и СНК СССР (от 17 сент. 1941) в старших классах школ начато обучение с.-х. работам. С 1943/44 уч. г. в школах крупных респ. и обл. городов и пром. центров введено раздельное обучение (охватило 1/5 всех школ страны). Ведущими чертами уч. работы школы были укрепление связи преподавания с жизнью, выявление практич. значимости изучаемого материала, элементов оборонного значения в нём. Особое внимание уделялось вопросу о порядке в школе и о дисциплине учащихся. В 1944 в РСФСР введены Правила для учащихся, взятые за основу при разработке подобных правил и в др. союзных республиках.
Для развития Ш. большое значение имело пост. СНК СССР от 21 июня 1944 "О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе". Были введены (вместо ежегодных проверочных испытаний) экзамены на аттестат зрелости, выпускные экзамены за курс 7-летней школы, а также переводные экзамены в 46-х и 89-х классах; учреждены золотые и серебряные медали для выпускников Сравни школы. С 1944 стала применяться цифровая пятибальная система оценки знаний.
В кон. войны в школах насчитывалось 27,9 тыс. комс. орг-ций (900 тыс. чл.) и 90 тыс. пионерских отрядов (5 млн. чел.). На воен.-патриотич. воспитание ориентировалась вся внеклассная работа. Были проведены всес. спорт. игры учащихся "Рейд в тыл врага" (1942), "На разгром!" (1943), "На штурм!" (1944). Продолжали работу св. 500 (1942) Дворцов и домов пионеров (в 1940 св. 1400) и др. внешкольные учреждения. ЦК ВЛКСМ провёл в 1944 Всес. смотр технич. творчества пионеров и школьников (240 тыс. участников). С 1943 создавались детские спортивные школы. В окт. 1944 состоялся первый праздник, положивший начало традиционной Неделе детской книги.
Во многих тыловых областях и республиках школьники составляли до 1/3 рабочей силы, занятой в с. х-ве, выполняя до 6080% всех прополочных работ, а в нек-рых р-нах до 1/3 и всех летних с.-х. работ. За 194244 пионеры и школьники сдали гоc-ву св. 240 тыс. т дикорастущих (в т. ч. лекарственных) растений и плодов (св. 77% их заготовки в стране). Старшие школьники городов соединяли учёбу с трудом на пром. пр-тиях, транспорте, в стр-ве. Учащиеся всех возрастов участвовали в сборе вещевых и продуктовых посылок воинам; вместе с др. сов. людьми они развернули движение за сбор средств в Фонд обороны. На деньги, перечисленные школьниками, построены танк. колонны, эскадрильи самолётов и другие. Широкие масштабы приобрело тимуровское движение. Школьники в меру своих сил становились активными участниками всенародной борьбы с врагом. В годы войны орденами и медалями награждены 36 тыс. школьников.
В годы войны было построено и восстановлено полностью разрушенных 8,4 тыс. школ на 1,2 млн. ученич. мест. Война привела к сокращению численности пед. кадров, к изменениям в их составе. На освобождённой территории осталось только 47% учителей довоен. времени. В целом по стране число учителей сократилось на 14,2%. С 60 до 70% возросла доля женщин в составе пед. персонала. Нехватка учителей ещё в 1943/44 уч. г. приводила к тому, что отд. предметы в ряде школ не преподавались. Число ун-тов и ин-тов, готовивших пед. кадры, в 1942 сократилось по сравнению с 1940 вдвое (200 вместо 407). Заметно уменьшилась сеть Сравни пед. уч. заведений. Сов. пр-во приняло ряд мер, направленных на ликвидацию трудностей с пед. кадрами. Пост. СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 11 авг. 1943 повышена заработная плата учителям и другие. работникам нач. и Сравни школы, а в 194445 и другие. пед. работникам. Парт. и гос. органы на местах заботились об улучшении снабжения учителей продуктами питания, пром. товарами и топливом, о возвращении в школу учителей, работавших не по специальности. С 1944 по представлению наркомпросов решением ГКО учителя досрочно демобилизовывались из тыловых частей армии. 18 дек. 1943 принято пост. СНК СССР "О мероприятиях по укреплению системы заочного педагогического образования". Наркомпросы республик утвердили документы, определившие порядок работы ин-тов усовершенствования учителей (с 1944). В 1943 создана Академия педагогических наук РСФСР. В 194344 учреждены почётные знаки "Отличник народного просвещения". Развернули работу разл. курсы по переподготовке учителей (в 194344 охватывали св. 60 тыс. чел. в год). В 1944 открыто св. 40 школ по подготовке пионервожатых. В янв. 1945 работало уже св. 340 вузов, готовивших учителей (84% к числу пед. вузов в 1940). Всего за годы войны было выпущено 131,4 тыс. специалистов с высшим и св. 174 тыс. со Сравни пед. образованием. В 1945/46 уч. г. в СССР насчитывалось 186,9 тыс. школ (в т. ч. 12,8 тыс. средних), где учились 26 млн. чел. В сел. местности размещалось св. 168 тыс. школ (в т. ч. 6,7 тыс. средних) на 18 млн. учащихся. В школах работало св. 1 млн. учителей, в т. ч. в сел. местности 762 тыс. В 1945 неполную Сравни школу окончили 1132 тыс. чел. (в т. ч. дневную 1083 тыс. чел.), а полную Сравни школу 130 тыс. чел. Имелось 12,5 тыс. вечерних школ. В республиках Прибалтики и в Молдавии довоен. уровень школьной сети и численность учащихся восстановлены в осн. в 194647, в РСФСравни УССР и БССР в кон. 40-х гг. Опыт школы, накопленный в годы войны, оказал значит. влияние на дальнейшее развитие нар. образования в СССР.
Лит.: Болдырев М. И. (сост.), Директивы ВКП (б) и постановления Сов. правительства о нар. образовании за 19171947 гг. Сб. док-тов, т. 12, М.Л., 1947; Народное образование в СССравни 19171973. Сб. док-тов, М., 1974; Потемкин В. П., Статьи и речи по вопросам народного образования, М.Л., 1947; Черник С. Α., Сов. общеобразоват. школа в годы Вел. Отечеств. войны, М., 1984.
Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. М. М. Козлов. Редколлегия: Ю. Я. Барабаш, П. А. Жилин (зам. гл. ред.), В. И. Канатов (отв. секретарь) и др.. 1985.